Фуражка, история возникновения и изменения ее вида в разрезе истории
Фуражка — головной убор с плоским полем, широким жестким околышем и козырьком (или без него), в России первоначально была исключительно военным головным убором, произошедшим от кивера.
Кивер в Российской империи был наиболее распространен в 19 веке. Похож он на фуражку и имел много общего с ней, но его главное отличие – он гораздо выше, иногда он достигал в высоту до 73 см. На парадах кивер выглядел блестяще, делал визуально выше ростом солдат и офицеров. Эх, бравые гусары!!!
Но об удобстве говорить не приходится. Он тяжелый, на голове не устойчивый и потому постепенно его высота снижалась и в начале 20 века кивер в России окончательно заменили на фуражку.
Рассмотрим подробно происхождение слова «фуражка». Одним из средств передвижения любой армии, в том числе Армии Российской империи, являлись лошади. Для их обеспечения потребовались военнослужащие с обязанностями закупки корма «фуража» для лошадей, а также уход за ними Для этих целей ввели должность офицера – фуражира. Не сложно догадаться, что в кивере такую работу выполнять очень не удобно. В 1811 году вводят головной убор для офицера-фуражира – Фуражка.
Носили фуражку почти сто лет без козырьков. Это был нестроевой головной убор. Лишь в некоторых частях русской армии (велосипедных и драгунских) в 1890-е гг. ввели фуражки с козырьком привычного нам вида, объединив в них преимущества бескозырьковых фуражных шапок и эффектных киверов с козырьками.
В 1907 г. в Армии Российской империи вводят в мундиры защитного цвета, фуражка с козырьком для офицеров и нижних чинов основной массы пеших частей стала обязательным головным убором. А бескозырки остались для матросов и старшин военно-морского флота.
Фуражка походная офицерская образца 1907г | Фуражка походная низших чинов РИА образца 1907г. |
В первые годы после революции в РККА использовались фуражки и другие головные уборы, оставшиеся от Армии Российской империи. Закона о строгом обмундировании по родам войск пока не было.
В 1924 году утвердили летнюю фуражку для всех родов войск. Её шили из льняного походно-палаточного полотна или из хлопчатобумажной походно-палаточной ткани защитного цвета, пропитанных химическим водонепроницаемым составом. Козырёк и подбородный ремешок изготовлялись из того же материала, что и фуражка.. Спереди, посредине околыша, в сшивной шов крепился красноармейский значок-кокарда — красная пятиконечная звезда.
Фуражка образца 1924 года впоследствии претерпела ряд изменений. Наибольшего интереса заслуживают образцы 1928 и 1935 гг. Образец суконной фуражки 1928 года, установленный приказом РВС СССР № 31 от 4 февраля, оказался едва ли не единственным у нас, в котором с боков тульи были предусмотрены вентиляционные отверстия — по два с каждой стороны. А введённые с 3 декабря 1935 года приказом НКО СССР № 176 фуражки получили лакированный угловатый козырёк удлинённой формы, который иногда называют или «ворошиловским», или «козырёк лопатой». В суконной фуражке образца 1935 года частично возродилась дореволюционная традиция — околыш и выпушки стали соответствовать предписанному роду войск или службе цвету. В дальнейшем расцветка, конечно же, изменялась, но принцип остался до конца советской власти.
Фуражка ВВС РККА обр. 1935г. | Фуражка пограничника обр. 1935 г. |
Фуражка войск НКВД обр 1935г. | Фуражка комсостава пехоты РККА обр. 1935 г. |